Лишние ограждения
Что мы видим в наших дворах: заборы, заборы... Огорожены детские сады, школы, поликлиники, автостоянки и т.д. Газоны, тротуары и улицы тоже ограждены везде, где ходят люди. Во дворах негде гулять, вместо того, чтобы пройти напрямик, приходится совершать длинные неудобные маршруты. Возможно, так проявляется забота о безопасности. Возможно, идея благородная. Но на деле заборы не спасают от того, против чего они сделаны. В последнее время наблюдается ситуация, доходящая до абсурда: появляются заборы, перегораживающие тротуары!
Человек должен идти прямо, не сворачивая, к своей цели, в отличие от осла, который идёт, стараясь как можно меньше затруднить себя, - об этом ещё писал Ле Корбюзье в начале 20 века, критикуя исторически сложившиеся поселения с узкими кривыми улочками. Он выступал за прямую линию. В век автомобилизации это звучало уместно, но сейчас становится понятно, что этот путь тупиковый. В городах, спроектированных для машин, жить некомфортно, машины требуют слишком много места. Огромные пустыри, широкие улицы, пересечения тротуаров под прямым углом противоречат человеческой природе. В городе живут люди. Люди - это пешеходы, а не машины. Как говорится, против природы не попрёшь, человек по-прежнему ходит по пути наименьшего сопротивления. При градостроительном планировании это нужно учитывать, проектируя тротуары, газоны и участки учреждений, особенно в местах сложившейся застройки.
Если исходить из безопасности, то ограждения действительно нужны в ряде случаев: в детских садах, потому что на воспитателе лежит большая ответственность за чужих детей, в больницах и других подобных учреждениях, в которых подверженный риску контингент проводит много времени, и здесь необходимо ограничить доступ посторонним лицам.
В поликлиниках, в обычных школах ограждений быть не должно! Нетрудно заметить, что калитки в этих ограждениях все время открыты. Неудобство создаётся, а цель его неясна. Можно ограничить доступ в здание для обеспечения безопасности или соблюдения режима, но не нужно ставить преграды на улице, посетителями часто являются люди с детскими или инвалидными колясками. Требования к озеленению участка и различным площадкам на территории вполне возможно обеспечить средствами градостроительства и благоустройства. Газоны и дорожки нужно проектировать так, чтобы ими было удобно пользоваться, тогда и заборы не понадобятся. Но этого не происходит.
Поэтому мы видим сломанные заборы, вытоптанные газоны, круглосуточно открытые калитки в ограждениях школ и поликлиник только потому, что они перегородили сложившиеся пути движения людей, которые будут ломать замки и перелезать заборы только потому, что им тут удобно ходить. То есть, ограждения не работают по их прямому назначению.
Человек все жизнь придумывает для себя правила, которые сам же и нарушает.
Что происходит сейчас: архитектор разрабатывает проект, соблюдая требования строительных норм, потому что в противном случае его проект не получит положительного заключения экспертизы и разрешения на строительство. Бездумное следование за обеспечением безопасности проще всего реализовать, поставив забор! И думать не надо. Надо! Но необходимо учитывать, что безопасность - не единственный критерий. Можно заметить, что заборы, как правило стоят там, где ошибся проектировщик. Я говорю не об опасном производстве, охраняемом складе или психиатрической больнице, - это учреждения с особым режимом, я о перегороженных дворах жилых домов и тротуарах.
Нужно менять нормы, приблизив их к человеку. Как минимум, в части требований к ограждениям. Опираясь не только на требования безопасности, но и на здравый смысл. Нельзя перегораживать естественные пути движения, а если это неизбежно, то нужны компенсирующие мероприятия, некие новые точки притяжения, оправдывающие более длинный и неудобный маршрут.
Требования о наличии ограждений, которые нужно пересмотреть, как минимум:
Школы: СанПиН 2.4.2.2821-10, п.3.1
Поликлиники: СанПиН 2.1.3.2630-10, п.2.2