Лишние автостоянки
Наши дворы многоквартирных домов заставлены припаркованными машинами, причём зачастую так, что с коляской, например, не проехать. Можно, конечно, царапать гвоздём или прокалывать шины, бить морду, но это не цивилизованные методы решения проблемы. А это именно проблема.
Сейчас нет гарантии, что пожарная машина или скорая вовремя приедет на вызов, так как почти в каждом проезде около дома плотно стоят машины жильцов, причём каждый норовит поставить машину поближе к своему подъезду, запирая друг друга, не смущаясь на тротуаров, ни газонов. Споры за парковочное место - это отдельная тема, но люди ставят свои машины так, как удобно им, совершенно не думая о других.
Эту проблему можно решить, но начинать надо сверху, законодательно.
Начнём с норм проектирования. На заре своей деятельности я помню время, когда расчёт парковочных мест производился по СНиПу 89-го года в редакции 2000 года. По этой норме, например, для моей 9-этажки с 7 парадными требовалось всего 6 мест. 6 мест, Карл! Эта площадка до сих пор существует. Позже, на моих глазах, расширили проезд перед домом, убрали мусоросборные площадки и всё это теперь плотно заставлено машинами. Потом появился СП42.13330, а в Ленинградской области применяется ещё более строгая норма: уровень автомобилизации, приведённый в РНГП ЛО с расчётными сроками на 2015 год составляет 325 легковых автомобилей на 1000 жителей, а на 2025 год - 440. Понятно, что это - квартальная норма, подразумевающая обеспеченность кварталов машино-местами, включая размещение части автомобилей на соседних участках (определяется Проектом Планировки Территории квартала), а также за пределами селитебных территорий в радиусе пешеходной доступности - на открытых стоянках, в гаражах и паркингах.
К чему это я? Современные нормы градостроительного проектирования (ПЗЗ, РНГП и др.) требуют соответствующей обеспеченности парковочными местами и позволяют жителям требовать своё парковочное место. Наметилась, причём уже давно, тенденция поощрения автомобилизации: расширение дорог, строительство парковок, внеуличных переходов, ликвидация общественного транспорта в пользу личного. Общественный транспорт - это тоже отдельная тема.
Вся земля кому-то принадлежит. В городе особенно, а чем ближе к центру, тем земля ещё дороже. Никто не позволит пользоваться своей землёй бесплатно. Поэтому не нужно удивляться, что за парковку, а иногда и за проезд, придётся заплатить. Если хватило денег на машину, должно хватить и на парковку. В России это трудно понять, у нас часто покупают автомобиль на последние деньги, берут в долг или кредит, и иногда даже на хорошие шины и ремонт денег не остаётся. Но в цивилизованном мире автовладелец сам должен обеспечить парковочное место для всех своих машин.
Большой процент водителей - автовладельцы со стажем. Они привыкли, что в старые времена машин было мало и во дворе спокойно хватало места всем на стандартной СНиПовской площадке, или, в крайнем случае, в проезде. Сейчас такое невозможно, уровня автомобилизации не избежать и всем места не хватит никогда. Город не резиновый, поэтому вместо поощрения нужно вводить ограничения уже сейчас.
Это организационные меры, должно соблюдаться четкое зонирование. Жилая зона для людей, а не для машин, правила должны быть обязательными для всех: запретить парковку во дворах или в крайнем случае выделить зону с ограничением по времени парковки, организовать места, в том числе платные, в радиусе доступности. За нарушение всех неминуемо штрафовать! Чем, кстати, не пополнение казны? Правда, это тоже другая история.
Двор должен быть без машин! Вообще. Естественно, около дома, там, где это требуется по противопожарным нормам (раздел 8 СП4.13130), должна быть возможность проезда пожарного автомобиля - укрепленный газон, георешётка, тротуар, соответствующий требованиям по нагрузке и габаритам. Но доступ личных автомобилей туда должен быть исключён. Что приятнее видеть около дома - зелёный благоустроенный двор, в котором приятно играть детям и отдыхать взрослым или асфальтовое поле с машинами?
Ну и, наконец, запретить проектировать и строить многоэтажные жилые комплексы с неразвитой инфраструктурой! Но это тоже тема отдельной статьи.